Просмотров: 3984

Победитель месяца На запад по А101 - маршрут выходного дня

В избранном у: 1 добавить себе
ZOL
  • Москва
  • Обнинск
  • Малоярославец
  • Медынь
  • Юхнов
  • Калуга
  • Москва

Маршрут поездки

14.10.2012 — 14.10.2012
Развернуть

Федеральная автомобильная дорога А101 — дорога федерального значения от Москвы до границы с Белоруссией, через Рославль. Является продолжением улицы Профсоюзной в Москве, начинается от МКАД и на территории Московской области дорога известна как Калужское шоссе, также иногда называют как Брестское шоссе.  До 45 км дорога четырёхполосная, далее двухполосная.

Дорога на Калугу известна с 14 века. Начиналась она у Крымского брода и шла через нынешний Черемушкинский рынок, до метро Калужская и далее из Москвы. Старокалужское шоссе в районе метро Калужская - самый что ни наесть реликт древней дороги.

Преимущество Калужского шоссе перед некоторыми другими подмосковными трассами в том, что оно не перегружено дальнобойщиками. Хотя фуры и встречаются, но локального трафика здесь гораздо больше. Правда, бывает, что и одного такого тяжеловеса хватает с лихвой - недостаточная ширина дороги и протяженные участки запрещения обгона делают маневр опережения совсем не простым и не быстрым. По этому направлению нет железной дороги и крупных промышленных предприятий, поэтому здесь относительно чисто, спокойно и приятно.

И все же непосредственно от МКАД я предпочитаю уходить по М 3, Киевскому шоссе, реконструкция проведенная несколько лет назад сделала его широким и безсветофорным, что позволяет без проблем "долететь" до границы Московской области. А километрах в 85-ти от МКАД, сразу за Обнинском,  А 101 и М 3 пересекутся и разойдутся уже навсегда, чтобы  направиться первая в Беларусь, а вторая - в Украину.

Вот и в этот раз легко и непринужденно накручиваем первые десятки километров по М 3.

 

Первый крупный город на нашем пути - Наро-Фоминск. Он остается справа от трассы, но на перекрестках к нему из-за светофоров  частенько образуются достаточно серьезные заторы (особенно летом по выходным).  

 
 
 
 

На Наро-Фоминском направлении, где в 1941-1942 годах шли ожесточенные бои, много памятников в память о бойцах, вершивших здесь подвиг во имя Отечества. Прямо у шоссе, на 75 километре (в районе разъезда)  установлен Памятник в честь воинов-героев 33-й армии - 152-мм пушка-гаубица на гранитном постаменте. В декабре 1941-го здесь шли ожесточенные бои за освобождение Наро-Фоминска. 26 декабря разъезд несколько раз переходил из рук в руки.

 

 

 

Вскорости заканчивается Московская область и начинается Калужская.

Следующая, совсем короткая остановка в Обнинске. 


Обнинск – маленький город в Калужской области, расположившийся очень удобно, всего в 100 км от Москвы и 68 км от Калуги среди хвойного леса на реке Протва, что приток Оки. Город известен как первый наукоград, о чем сообщает стелла на въезде. Кстати, местные экскурсоводы рассказывают следующую легенду: «отец» атомной бомбы Игорь Курчатов был страстный рыболов. Вместе с друзьями он любил приезжать порыбачить и, чтобы совместить приятное с полезным, решил организовать научный центр в этих местах. Вот так или приблизительно так в 1946 году сначала создали секретный объект Лаборатория «В», а затем в 1956 году Обнинск стал городом. На трассу М 3 Обнинск выходит, видимо какой-то промышленно-складской зоной и проезжая мимо создается впечатление грязного, неухоженного, полузаброшенного места. Мы же

 
 
 
 
 
 
 
 

сворачиваем с шоссе в сторону центра города, нас привлекает  интересный памятник морякам-подводникам, первопроходцам атомного подводного флота, расположенный на пересечении улицы Победы с улицей Курчатова. Закономерный вопрос - как город среди лесов связан с флотом?  Все просто и прозаично, именно здесь открылся первый в стране центр подготовки подводников для зарождающегося атомного флота, а также была смонтирована первая атомная энергетическая установка для субмарин. Памятник выполнен в виде ограждения рубки подводного крейсера К-14. По замыслу проектировщика А.П. Шубина подводная лодка как бы всплывает из моря, на корпусе лодки есть мемориальная доска, но которой написана ее история.

 

Возвращаемся на М 3 и сразу за Обнинском попадаем на перекресток с круговым движением - это и есть точка пересечения М 3  и А 101: направо А 101 ведущая в Малоярославец, прямо - М 3 на Калугу. Несмотря на название отчета мы настойчиво продолжаем игнорировать А 101 и проезжаем прямо - дело в том, что повернув здесь на А 101 и двигаясь в сторону Малоярославца ровно через девять километров мы "уперлись" бы в весьма оживленный железнодорожный переезд, на котором пришлось бы потерять некоторое время. Лучше уж сделать небольшой крюк в пяток километров и заехать в Малоярославец с другой стороны воспользовавшись удобной развязкой на М 3.


Малоярославец - город в Калужской области, центр Малоярослевецкого района. Считается, что город был основан в конце XIV века князем Владимиром Андреевичем Серпуховским, который назвал его в честь сына Ярославцем. После присоединения города к Московскому княжесту в 1485 году, он был переименован в Малоярославец. С 1776 года присвоен статус города. В 2002 году Малоярославец праздновал 600-летний юбилей — следовательно год основания (правильнее год первого документального упоминания) - 1402-й.
Осенью 1812 года город стал ареной кровопролитного сражения между Великой армией Наполеона, пытавшейся пробиться на Калужскую дорогу, и русскими войсками под командованием Кутузова. В ходе 17-часового боя город 8 раз переходил из рук в руки, и был практически полностью уничтожен. Одна из

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

главных достопримечательностей города - Черноостровский монастырь. Возвышенность, на которой расположена обитель, раньше называлась Черным островом, отсюда и название монастыря. За несколько веков его и разоряли, и закрывали, а затем внось возрождали. Во время сражения с Наполеоном монастырь был практически стерт с лица земли: от него остались только Святые врата, изрешеченные пулями и шрапнелью, и Нерукотворный образ Спасителя. Позже монастырь был вновь отстроен и в таком виде большинство построек 19 века сохранились до наших дней. Монастырь действующий, в нем расположена женская обитель с весьма строгим укладом.

 
 
 
 

Памяти войне с Наполеоном посвящены и другие памятники, есть Военно - исторический музей Отечественной войны 1812 года и небольшая панорама, описывающая то жесточайшее сражение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


   

 

 

 

 

 

 

 

Во время Второй мировой войны город также стал ареной ожесточенных боев, подвергся непродолжительной оккупации (18 октября 1941 года был взят 19-й танковой дивизией вермахта и

 
 
 
 

освобождён в ходе контрнаступления советских войск 2 января 1942 года), в ходе ожесточенных боев также сильно пострадал. В центре города сохранился дом, в котором в октябре 1941 года Г.К.Жуков организуя оборону Москвы встречался с С.М.Буденным.

 

 

 

 

 

 

Здесь же главный храм Малоярославца - Собор Успения Пресвятой Богородицы (фотографии 2009 года, мы оказались там в тот день, когда на храме проводились  работы по замене куполов):

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 
 
 
 

И, конечно, здесь же памятник Владимиру Ильичу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот теперь встаем на А 101 - по ней мы покидаем Малоярославец в направлении Медынь - Юхнов. Дорога узкая, двухполосная, качество покрытия посредственное.Трафик совсем небольшой, очень редко попадаются большегрузы, но дорога проходит через населенные пункты, поэтому скорость как правило не превышает допустимую. Да и куда торопиться? Сама дорога и природа вокруг настраивают на неторопливое размеренное движение.

 

Через двадцать километров въезжаем в село Ильинское. Здесь находится Военно-исторический музей "Ильинские рубежи". Музей относится, пожалуй, к тем небольшим неизбалованным вниманием туристов провинциальным музеям, которые при всем этом особенно ценны именно искренностью и

 
 
 
 
 
 
 
 

реалистичностью. Мемориальный комплекс посвящен героическому подвигу подольских курсантов пехотного и артиллерийского училищ, которые на две недели задержали врага на огневом рубеже у с. Ильинское в октябре 1941 г. и дали возможность укрепить ближние подступы к Москве.

 

5 октября 1941 г. курсанты пехотного

 
 
 
 
 
 
 
 

и артиллерийского военных училищ в составе 5 стрелковых батальонов и 6 артиллерийских батарей в течение 12 дней держали оборону в 20 км западнее г. Малоярославца в районе села Ильинское. Юные пехотинцы и артиллеристы уничтожили до 5 тысяч немецких солдат и офицеров, подбили около 100 танков. Ценой огромных усилий и немалых жертв

 
 
 
 
 
 
 
 

они задержали колонну противника, наступающую на Москву.

Помимо самой экспозии в музее доступны к осмотру два дота, артиллерийские орудия, курган Славы с монументом и вечным огнем. У здания музея есть небольшая парковка, места всегда есть.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Артиллерийский дот, гарнизон которого во главе с батальонным комиссаром С.Н. Андроповым уничтожил 23 фашистских танка.

 

 

 

 

 

 

Продолжаем путь по А 101 и еще менее чем через двадцать километров попадаем в славный маленький городок Медынь. Небольшой районный центр Калужской области с населением всего чуть более семи с половиной тысяч жителей, Медынь является историческим центром производства меда - в 2008 году здесь

 
 
 
 
 
 
 
 

даже установили памятник пчеле. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По городу протекает малюсенькая речушка Медынка, вдалеке видны руины старого храма.

 

 

 

Не обошли Медынь стороной и события двух отечественных войн - на окраине в километре от города по

 
 
 
 

направлению к Верее установлен Мемориал "В память 13 октября 1812 года. Разбит отряд Наполеона под начальством Гр.Тышкевича".

Отступление французов по уже разоренной ими земле — означало их полное поражение. Это понимал и Наполеон, и наши. Поэтому Наполеон стремился отойти в сторону захватить важные дороги. Но наши войска к этому были готовы. 13 октября 1812 года в этом месте встретились французские войска под предводительством Лефевра Де Нуэта и объединенное русское войско под предводительством Быхалова. Примерно 1200 человек с каждой стороны. Местность неудобная, особенно для сражения кавалерийских войск — основной ударной силой обоих сторон. Кстати, именно кавалерией руководил Тышкевич, а не всем французским войском в этом сражении. Тем не менее, у наших казаков было преимущество: наши кони низкорослые и юркие,  в отличии от польских скакунов неприятеля. Бой был скоротечный и стратегического значения для наших войск уже не имел. Тем не менее, после многочисленных поражений до этого, очень сильно повлиял на настрой нашей армии. На месте сражения был установлен деревянный крест, простоявший до 1854 года. В 1854 году во время Крымской войны, в которой принимали участие и французы, был установлен обелиск из красного кирпича, стоящий и поныне.

А о событиях Великой Отечественной войны напоминает Мемориал "Танк".

 
 
 
 
 
 
 
 

Советский танк Т-34-76 с литой башней, установленный на постаменте. Один из немногих сохранившихся экземпляров, выпущенных в 1941 году на Сталинградском тракторном заводе. Он действительно здесь воевал и затонул во время переправы через р. Шаня недалеко от Медыни, в 50-х годах поднят и установлен на постамент братской могилы советских воинов, погибших при освобождении Медыни в январе 1942 года. В этой могиле до сих пор хоронят останки советских солдат, найденные поисковыми отрядами.

Современная жизнь Медыни тесно связана с агропромышленным комплексом и Москвой. Здесь работает

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

предприятияе "МосМедынь агропром", производящее замечательные молочные продукты высочайшего качества. Несколько лет назад продукция этой фирмы под брендом "Большая перемена" поставлялась во все школы Москвы для питания школьников. Завод расположен на выезде из Медыни в сторону Калуги. Возле завода торговые павильоны, в которых можно приобрести свежайшую продукцию и "чудо-автомат", который наливает молоко издавая при этом звуки "Му". Стоянка здесь большая, но часто довольно тесно заполненная, большинство автомобилей с номерами Москвы и МО. Вероятно власти Москвы в свое время многое сделали для создания и развития этого предприятия и города в целом, говорят, что в планах местной администрации поставить в следующем году памятник бывшему мэру столицы Юрию Михайловичу Лужкову.

 

Теперь мы немного уйдем в сторону от А 101  и свернем на дорогу Р 93 в сторону Калуги. От Медыни до Калуги около 68 киломеров. Дорога узкая, покрытие немного хуже чем на А 101, идет через населенные пункты. Здесь почему-то больше тяжелых грузовиков. Вот интересная деталь - на  многих трассах страны в целях повышения безопасности движения несколько лет назад стали устанавливать макеты полицейских

 
 
 
 

автомобилей и картонных полицейских, но не здесь. В Калужской области, видимо, решили, что изготовление макета будет стоить дороже чем утилизация старых настоящих автомобилей, и поставили на обочинах настоящие полицейские "шестерки", но с муляжами "люстр". Таковые замечены в н.п. Кондрово и Каравай.

 

 

 

 

 

 

Дальше по Р 93 - н.п. Полотняный завод. Здесь на выезде из села в сторону Калуги в 2009 году установлен Памятник французской эскадрилье Нормандия - Неман. В ноябре 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи,

 
 
 
 

названной «Нормандия». 22 марта 1943г эскадрилья «Нормандия» — первые 14 летчиков — под командованием майора Жан Луи Тюляна была направлена на фронт и расположилась на аэродроме у деревни Муковнино, недалеко от поселка Полотняный Завод. Здесь она была включена в состав 1-й воздушной армии. Здесь французские летчики познакомились с фронтовой землянкой и русским климатом. Отсюда они сделали свои первые боевые вылеты. Они прикрывали с воздуха советские войска, сопровождали бомбардировщики, блокировали аэродромы противника. К концу мая летчики эскадрильи провели 15 воздушных боев, сбили девять вражеских самолетов, потеряв пять боевых товарищей.

 

Теперь возвращаемся обратно в Медынь, и на главном городском перекрестке поворачиваем налево по

 
 
 
 

указателю "Юхнов". Через 25 километров подъезжаем к мосту через реку Изверь. Справа Мемориал. Это место связано с именем десантника майора Старчака начальника парашютно-десантной службы Западного фронта. Сформированный и возглавлямый им отряд  отойдя от Юхнова организовал оборону на этом рубеже.   Вскоре он был под­держанотрядом курсантов Подольских военных училищ под командованием старшего лейтенан­та Л. А. Мамчика и капитана Я. С. Россикова. Попытки вражеских войск форсировать реку Угру и прорваться на Медынь успешно отражались героическими действиямиэтих отрядов.

 

Еще через два десятка  километров - Юхнов.

На подъезде к Юхнову со стороны Москвы на горизонте появляется какая-то конструкция над дорогой. Приблизившись понял, что это металлоконструкции старого моста через реку Угру. Мост недействующий,

 
 
 
 
 
 
 
 

новая дорога огибает его и пересекает реку по новому бетонному мосту, который построен вплотную к старому. Почему же старый мост сохранен? Во-первых, он красив,  таких автомобильных мостов уже не строят, ажурная металлоконструкция позволяет предположить, что возможно он перестроен из

 
 
 
 
 
 
 
 

железнодорожного. По нему можно гулять любуясь открывающимися видами на реку Угру.

Получается , что здесь была железная дорога? Сейчас Юхнов стоит в стороне от железных дорог, ближайшие станции: в 35 километрах - Мятлевская линии Калуга - Вязьма; и почти в ста километрах - Угра. Интересно, что от станции Угра строго на восток уходит железнодорожная ветка, которая обравается где-то в районе н.п. Сидоровское как-раз перед автомобильной дорогой Р 132 Калуга - Вязьма. Эта точка всего в 30-35 километрах от

 
 
 
 
 
 
 
 

Юхнова. Могла ли эта ветка иметь продолжение,  проходить через Юхнов и соединять Угру и Мятлевскую? Не знаю, но ЖД-мост здесь явно  не случайно. И тогда в кровавом 41-м этот мост должен был стать важнейшим переправочным пунктом по направлению на Москву. Похоже, что так оно и было:

недалеко от этого моста стоит памятник, на котором написано: «Здесь 8.Х.1941 г, направив горящий самолет в переправу немецко-фашистских войск через р. Угру, героически погиб экипаж бомбардировщика 40 СБАП командир эскадрильи, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА капитан А. Г. Рогов, штурман эскадрильи В. И. Фроносов». Летчики 40 СБАП летали на современных пикирующих бомбардировщиках Пе-2 - хорошая машина, да только вот бомбовая нагрузка маловата и всего четыре узла подвески. 

По воспоминаниям ветеранов, разрушить злополучный мост долго не удавалось, во время очередного налета, 08 октября, самолет капитана Рогова был подбит зенитным огнем противника, после чего : "офицер направил горящий самолет на мост и таранил его. Взрыв был огромный силы: самолет весом 7,5 тонны, около трех тонн горючего и 15 стокилограммовых бомб общим весом 1,5 тонны. От моста ничего не осталось.Подвиг капитана Рогова засвидетельствовал лейтенант И.Е. Малай, который шел на боевое задание в паре с ним. Капитану Рогову Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 22 октября 1941 года присвоили звание Героя Советского Союза". Однако, несколькими днями ранее известный уже нам майор Старчак со своим отрядом оборонял этот мост, а в ночь на 05 октября бойцы "минировали подступы к мосту, закладывали фугасы". Бой с передовыми частями 57-го моторизо­ванного корпуса гитлеровцев был принят под Юхновом нарассвете 5 октября 1941 года. Отход под ударами превосходящих сил противника отряд Старчака начал только после того как взорвал мост.

То есть этот мост был уничтожен дважды за несколько дней. Тогда что-же за мост высится над рекой Угрой сегодня - ну не похож он на послевоенный новострой!

 

Нагулявшись по мосту и вокруг него, направляемся непосредственно в Юхнов.

Город Юхнов расположенна западе Калужской области, на правом берегу реки Угры при впадении в нееречки Кунавы. Он утопает в зе­лени садов, декоративных деревьев и кустарни­ков, а его окраины уходят под сень соснового бора. Современный Юхнов занимает территорию около 3 квадратных километров. Население (по последней переписи) - почти 6 тысяч человек. Автомагистраль А 101 Москва - Брест (по традиции на­зываемая "Варшавкой") связывает его с Москвой (210 километров), Калугой (80 километров) и другими городами.

История  Юхнова начинается с момента основания Юхновского Казанского мужского монастыря, время возникновения которого неизвестно, известно лишь то, что монастырь в благоустроенном виде существовал как Юхновская пустынь еще до литовских завоеваний. Многое повидал Юхнов на своем веку - и сражения с татаро-монголами на Угре, был партизанской базой отрядов Дениса Давыдова во время Отечественной войны 1812 года, революции, сражения 1941 - 42 годов. Но сегодня от старины в городе ничего не осталось - сначала пожар 1921 года уничтожил город полностью, а через двадцать лет - война не оставила камня на камне. Сегодня Юхнов - это маленький, тихий, провинциальный город.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 
 
 
 
 
 
 
 

В центре города мемориал с "Вечным огнем", на медных досках перечислены фамилии солдат и офицеров павших в боях с немецкими окупантами.  На постаменте танк ИС-2, к нему ведет "Аллея Героев Советского Союза".

Несколько в стороне монумент "Памяти жерт политических репрессий".

 

Из Юхнова уходим налево в сторону Калуги по трассе Р 132 Калуга - Вязьма. Покрытие весьма посредственное, быстро темнеет и ехать быстро уже не очень комфортно. По этой дороге есть одно место -  

 
 
 
 

"Мемориал на месте гибели самолет Ан-12 ВВС СССР с 91 десантником и 5-ю членами экипажа" (фото не мое, взято с сайта

http://www.airforce.ru).

В давние времена моего детства была популярна песня со словами: "А город подумал ученья идут". Так вот - это о здешней катастрофе. 

"ТРАГЕДИЯ произошла 22 июня 1968 года. Утром того дня с аэродрома города Каунаса поднялись три транспортных самолета АН - 12 и взяли курс на Рязань. Две первые машины были загружены боевой техникой, в третьей находился личный состав роты парашютно-десантного полка и командование батальона - всего 91 человек, солдаты и офицеры ВДВ. Переброска производилась для показа действий десантной роты на боевых машинах БМД-1 министру обороны СССР А. Гречко.  Случилось так, что в небе над Калужской областью беда подстерегла именно самолет с людьми. На высоте четырех тысяч метров на его пути оказался пассажирский Ил-14, самовольно занявший эшелон, предназначенный для перелета группы... Машины столкнулись почти под прямым углом. Могучий киль "Антонова" при этом, словно консервный нож, распорол брюхо пассажирского самолета. Но и фюзеляж транспортного не выдержал удара. Хвостовая часть со скрежетом оторвалась от корпуса и рухнула в пустоту. Неуправляемая многотонная машина, вращаясь, словно семечко ясеня, понеслась к земле.
Спасти их не могло уже ничто. Взрыв АН - 12 был слышен даже в Калуге, находившейся в пятидесяти километрах. Открытие памятника состоялось ровно через год - 22 июня 1969 года".

А ведь где-то недалеко упал и пассажирский Ил-14. . .

Непосредственно до мемориала мы не доехали, когда увидели указатели на трассе было уже практически темно - значит, в следующий раз.

Пока  же отправляемся дальше, в Калугу. Для того чтобы попасть в Калугу, рекомендую с Р 132 съехать влево на М 3, и через несколько километров вправо - на Калугу. Можно, ехать и прямо, но это большой крюк, дорога петляет по различным населенным пунктам и выходит на прямую дорогу к Калуге совсем недалеко от поворота с М 3. 

В Калуге можно очень неплохо перекусить в кафе - пиццерии "Подворье", Площадь Победы 10.

Теперь можно и в обратный путь.

 

В следующий раз удалось оказаться в этих местах только в июле 13-го. Двигаемся по Р 132  - по сторонам много интересного. Живописные руины:

ноябрь 12-го
 
 
 
 

ноябрь 12-го

июль 13-го
 
 
 
 

июль 13-го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрались и до мемориала: