Просмотров: 2615

Победитель месяца От Петрозаводска до ББК

В избранном у: 3 добавить себе

Маршрут поездки

Развернуть

 

 

Представляю вниманию вторую часть отчета о путешествии по Карелии. В первой части - "Неизвестный Валаам" - я постарался поведать о посещении северного берега Ладожского озера, о плохих дорогах в Питкяранте и славном малыше Т-26, нашедшем наконец-то покой на пъедестале в этом же городе, о старой Сортавале, святом Валааме с монастырем и фортами финской линии обороны, о Рускеальских водопадах и мраморном карьере.

И вот мы покинули северное Приладожье и пересекли Карелию с запада на восток по дороге А 131, где и

Дорога А131
 
 
 
 

Дорога А131

 
 
 
 

убедились в ее не совсем пригодном для передвижения состоянии: от пересечения с А 121 до Суоярви - весьма жесткий "грейдер", а после Суоярви и до самого Петрозаводска - разбитый асфальт. И хотя по сторонам от дороги открывались красивейшие пейзажи с озерами и лесами, но компенсировать "убитую" дорогу они не могли.

Под Петрозаводском базой для нашего отдыха и дальнейших "набегов" на достопримечательности стал загородный клуб "Авиаретро". Расположенный на берегу озера Кончезеро в 25 км от Петрозаводска и в 4 км от президентской резиденции "Шуйская Чупа" он идеально подходит для спокойного отдыха. Спектр развлечений весьма широк и приведен на сайте клуба (http://www.zagorodny-club.ru). Несколько фотографий:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующие несколько дней мы наслаждались тишиной и покоем, катались на лодке по озеру и совершали короткие поездки по округе.

Первым пунктом назначения стали знаменитый водопад Кивач и курорт Марциальные Воды.

Водопад Кивач - второй по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского). Высота падения воды составляет более десяти метров. Расположен в Кондопожском районе на реке Суна. Это в 60-км от Петрозаводска по трассе М-18 "Кола". Состояние дороги отличное, но на многих участках продолжается ремонт, который создает реальные помехи, т.к. перекрывается один из двух рядов, а на оставшемся организуется реверсивное движение. Вокруг водопада организован одноименный природный заповедник. Водопад невероятно красив

 
 
 
 
 
 
 
 

и величественен - среди базальтовых скал  воды Суны тяжелым литым потоком обрушиваются вниз, образуя мощный, в клочьях пены, водоворот и создавая впечатляющий шум. 

Говорят, что еще 20-30 лет назад под водопадом можно было увидеть онежских лососей, сейчас же, по свидетельству аквалангистов, у его отвесных стен любят стоять крупные лещи, окуни, щуки.

К водопаду ведет красивая лесная дорога. Въезд на территорию заповедника платный и составляет 200 рублей с автомобиля. Имеется достаточно большая парковка, у которой расположились многочисленные сувенирные лотки. Из предлагаемой продукции можно порекомендовать резные картины из карельской березы - недешево, но очень красиво.

Курорт "Марциальные Воды"- первый курорт Российской империи, положивший начало курортному делу нашей страны, находится в пятидесяти километрах от Петрозаводска, неподалеку от прозрачных вод Габозера. Здесь в 1714 году рабочим Кончезерского доменного завода Иваном Рябоевым был найден чудесный источник, исцеляющий от сердечной боли. Узнав об удивительных свойствах этого источника, в 1719 году Петр I издал указ об открытии курорта "Марциальные воды" и специальные правила

 
 
 
 
 
 
 
 

употребления воды. В это время началось возведение многочисленных построек, для царя и его семьи было сооружено три деревянных дворца. Над источником, из которого брали воду для царской семьи и его окружения, возвели деревянный резной шатер. Сам Петр I четырежды побывал на курорте "Марциальные воды".

 
 
 
 

До настоящего момента от построек петровских времен сохранилась только деревянная церковь апостола Петра, построенная в 1721 году по плану самого Петра I. Есть музей, экспозиция которого повествует об истории открытия чудесных источников и создании первого российского курорта.

Сейчас на курорте "Марциальные воды" работает санаторий, где с помощью железистых марциальных вод лечат самые разные заболевания.

Чтобы попасть сюда от Кивача возвращаемся на М18 в сторону Петрозаводствка и километров через 12-15 поворот направо - на этом

 
 
 
 

перекрестке еще стоит на постаменте дорожный каток - этакий памятник карельским дорожникам. Свернув с М18 в очередной раз понимаем, что из хороших дорог в Карелии одна только эта Кола и есть, а шаг влево-вправо все - разбитый асфальт.

Не знаю уж в каком состоянии находится санаторий, но инфраструктура, находящаяся в свободном доступе влачит довольно жалкое и неухоженное существование. Павильоны над источниками на ремонте - воды набрать и попить можно, но эстетического удовольствия от процесса не получить. На парковке жуткая грязь и кучи мусора. В общем - не очень приятно. Не отказали себе в удовольствии испить целебной воды (жаль впрок набрать нельзя - через пару часов железо выпадает в осадок) и отбыли к месту постоянной дислокации.

На следующий день нашей целью стал Беломорско-Балтийский канал, вернее его начало, первые шлюзы у поселка Повенец, знаменитая Повенецкая лестница.

Опять выходим на М18 и миновав ремонтируемые участки, по пустынной трассе "полетели" на север.

Надо сказать пару слов об особенностях движения в Карелии: в очередной раз скажу,

 
 
 
 

что федеральная трасса М18 "Кола" доведена практически до идеального состояния - ее еще бы пошире на два ряда, да отбойник посередине - вот тебе и автобан, но низкий трафик позволяет и на узкой дороге чувствовать себя совершенно комфортно. Интересная деталь - качество покрытия дороги резко улучшается ровно на границе Карелии и Ленинградской области, вот прямо под дорожным щитом "Республика Карелия" (см.фото).   Соответственно попав на такую дорогу автомобиль практически самостоятельно увеличивает скорость, т.к. перемещаться по такой дороге со скоростью 90 км/час - совершенно противоестественно. Вот также и я немного "притопив гашетку" влетаю на пригорок, но в конце подъема все-же сбросил газ (мало ли что - дорога то незнакомая), и уже на нисходящей вижу метрах в пятиста одинокую машину ДПС. Бросаю взгляд на спидометр - 110, значит фактическая - 105-107. На мое удивление инспектор показывает - остановиться. Выхожу, "Превышаете, - говорит. - 105 км/час". Я в полном недоумении - разрешенная 90, мое превышение 15, за это либо предупреждение, либо 100 руб штрафа. Да и вообще, во всех городах и весях где меня носило на такое превышение даже радары не срабатывают. Инспектор заметил мое полное непонимание момента, провел беседу о том что превышать скорость даже на 10 км/час нехорошо и отпустил с миром.  А еще они там камеры автоматические на обочинах устанавливают и маскируют деревцами, ветками и кустарниками - по всем правилам тактического исскуства. Следующий момент, заметил что на въезде в населенный пункт местные машины резко сбрасывают скорость почти до самых 60-ти, потом понял почему - практически в каждом населенном пункте, на въезде установлены небольшие камеры, направленные точно на границу действия знака. После этого стал оттормаживаться перед каждым н.п. Также могу отметить, что по итогам всего заезда ни одной фотографии со штрафом не пришло.

Вот в таком режиме и движемся на север по М18 около сотни километров до Медвежьегорска. По

 
 
 
 

указателю уходим направо, не забыв между делом сфотографироваться с медведем. Скоро окрывается и город Медвежьегорск, но сейчас проезжаем его напрямую - остановимся на обратном пути. Если после поворота с М18 дорога стала немного хуже, то после Медвежьегорска "убитость" асфальта резко усилилась. Самое неприятное было в том, что в основном-то покрытие было вполне приемлимым, но то тут, то там, в совершенно хаотическом порядке, появлялись ямы и очень глубокие. 

Наконец-то, добрались до пос.Повенец - это в 26 километрах от Медвежьегорска. Здесь начинается знаменитый Беломорско-Балтийский канал. Повенец известен с 15 века как селение с соляными промыслами Вяжицкого Новгородского монастыря. В 1703 году по указу Петра I здесь был открыт чугунолитейный завод, однако просуществовал он недолго и уже в 1736 году был закрыт. На этом закончилось промышленное будущее поселка. В 1931 году когда началось строительство Беломорско-Балтийского канала Повенец стал его начальным пунктом. Онежский склон канала самый крутой - на девяти шлюзах корабли следующие из Онежского озера на север поднимаются на высоту 70 метров. Этот подъем назван - Повенецкой лестницей. Канал был построен за рекордно короткие сроки - 1 год и 9 месяцев -  руками заключенных ГУЛАГА. Первые корабли Северного флота прошли по каналу с Балтики в Полярный уже  в 1933 году. По разным данным во время строительства погибло от 50 до 200 тысяч человек. Общая протяженность канала - 227 километров, включает 19 шлюзов. Считался гордостью первой пятилетки, но к числу "великих строек коммунизма" не относился.  Проезжаем через поселок и оказывается на мосту через второй шлюз. Пересекаем его и сразу направо в лес - есть желание пробраться к первому шлюзу - сначала по бетонке огибаем небольшой заливчик и упираемся в забор; теперь налево на грунтовку и метров через пятьсот упираемся в очередной забор - ограждение первого шлюза. Отсюда открывается вид на Онежское озеро и самый первый шлюз Повенецкой лестницы канала. По старому мостку мы добрались даже до светофорного узла шлюза - практически первого сооружения канала, где увидели, что охрана шлюза нас уже заметила и вероятно скоро сюда прибудут бравые парни с требованием покинуть территорию. Но мы не стали их дожидаться, да и не замышляли ничего дурного, сфотографировались и отправились обратно к машине.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выбираемся обратно на дорогу и вот-те раз - мост через шлюз разведен, ждут прохода плавсредства.

.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Интересно, что мост разводится не подъемом полотна, а поворотом его в сторону. По открытому фарватеру в сторону Онежского озера прошла яхта. После чего мост закрыли и движение было восстановлено. Во время ожидания произошло "бурное общение" с охраной -

 

дело в том, что на шлагбауме висят таблички: "Проход Запрещен" и "Фото- видеосъемка Запрещена", но разве же это возможно? Какой вообще идиот это придумал? Естественно, что все остановившиеся перед шлагбаумом прошли до самого уреза моста, а все не местные, конечно же производили пресловутую фото- и видеосъемку. Появился бравый охранник, про таких Задорнов говорит, что галстук на его животе лежит горизонтально, но зато с автоматом, и начал кричать благим матом, дескать: "Прекратить съемку! Всем уйти за шлагбаум!"  На вопрос - "разве за шлагбаумом снимать нельзя? Так зачем же уходить?" - стал хвататься за оружие - в общем, полный придурок. Под конец стал требовать уничтожить съемку - ага, все аж бегом побежали исполнять; закончилось совсем смешно: "Я Вас задерживаю до прибытия наряда милиции (полиции)!" - "Ну-ну! Интересно на это посмотреть!" -  сказали мы все хором. К этому времени мост закрылся и движение благополучно продолжилось. Я понимаю, что человек на посту, выполняет инструкцию, но если инструкция идиотская - зачем же опускаться до такого же состояния? В общем, поехали дальше. Рядом со шлюзом артиллерийское орудие на постаменте - "Здесь проходила линия обороны" и храм - останавливаемся возле него.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

В годы Великой Отечественной войны Красная армия отступавшая от Повенца, была вынуждена взорвать плотину водохранилища и водяной вал хлынул на знаменитую Повенецкую лестницу, смывая и наступающего неприятеля и все то, что что к тому времени оставалось в Повенце. Таким образом  вся южная часть канала была разрушена. В годы окупации восстановить ее так  и не смогли. Но после освобождения уже в навигацию 1946 года канал заработал снова и при этом по нему стала возможной проводка крупнотоннажных судов. А над взорванным шлюзом был сооружен вот этот храм.

Возвращаемся в Медвежьегорск. Но по пути, между Повенцом и Медвежьегорском есть еще одно место, которое необходимо посетить - урочище Сандармох. В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох близ

 
 
 
 
 
 
 
 

города Медвежьегорск объединенной поисковой экспедицией Санкт-Петербургского и Карельского объединений "Мемориал" было обнаружено место массовых убийств и захоронений жертв политических репрессий. Всего на площади в 10 га было обнаружено 236 расстрельных ям. Согласно архивным данным, на этом месте было расстреляно более 9500 человек - спецпоселенцы и заключенные с Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей, а также жители окрестных деревень. В 1998 году здесь было открыто мемориальное кладбище Сандармох. 

Место реально жуткое!

Возвращаемся в Медвежьегорск- значительную роль в развитии города сыграл ББК. Именно здесь в 1931 году разместилось управление строительством Беломорканала. Знаковым сооружением столицы

 
 
 
 
 
 
 
 

Беломорканала является мощное здание построенное в стиле конструктивизма 30-х годов - бывшая гостиница Управления Беломорско-Балтийского канала. Перед зданием - памятник С.М.Кирову. Сегодня в здании размещаются Медвежьегорский городской музей и различные учреждения. Посетили музей, который рассказывает о строительстве канала, о военных временах и т.д. Одним словом, это из тем небольших провинциальных музеев, созданных с любовью и заботой усилиями истинных патриотов своей малой Родины, естественно купили там что-то из сувениров. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Архитектурной достопримечательностью города является здание вокзала. Оригинальное деревянное здание с шатровой крышей и шпилем было построено в 1916 году по проекту инженера Граббе. С небольшими переделками это здание сохранилось до сих пор. Здесь же на станции установлен памятник РЖД - паровоз и вагон-музей. Станция называется "Медвежья гора", по имени горы, которая возвышается над

 
 
 
 
 
 
 
 

городом с южной стороны. Мы долго искали дорогу - как проехать на Медвежью гору, это оказалось непросто, но все же нам это удалось. С горы открывается замечательный вид  на озеро, порт и вокзал. Эта гора была отличным опорным пунктом обороны и во время войны здесь, видимо, были установлены зенитные огневые точки, остатки

 
 
 
 
 
 
 
 

которых мы и обнаружили.









 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Дорога на Медвежью гору, как я уже отмечал, была непростой, а на самой горе, в лесу водятся настоящие "летучие крокодилы", а не комары.









Ну и конечно медведи в городе:

 
 
 
 
 
 
 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покидаем Медвежьегорск, выходим обратно на трассу М18 в сторону Петрозаводска. Уже в сумерках, по пути заезжаем в Кондопогу, один из центров целюло-бумажной промышленности страны. Времени на детальное и внимательное знакомство с городом уже не оставалось, поэтому только несколько фотографий:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот так и прошел еще один день. Уже затемно въезжаем в ворота турбазы