Просмотров: 1929

Майские каникулы в Беларуси.

В избранном у: 1 добавить себе

Маршрут поездки

30.04.2011 — 08.05.2011
Развернуть

УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА! Спасибо всем кто уже читает и оценивает это сочинение, но на данном этапе оно еще не окончено и постепенно редактируется, будет еще много интересного!

 

Ранним утром 30 апреля мы пересекли МКАД  в направлении Смоленска с целью часам к 15-ти прибыть в столицу собрата по таможенному союзу - братской Беларуси. Несмотря на очень ранее утро и предпринятую попытку объехать традиционный затор  на Минском шоссе, все-таки мы не избежали его, но выйдя на Минку  со стороны Крекшино "толкаться" среди широкомасштабных ремонтных работ пришлось недолго. Скоро движение заметно ускорилось, трафик разрядился и - вот она свобода: широкое, пустое, достаточно гладкое  шоссе - что еще надо для полного счастья в самом начале автомобильного путешествия?! Славный, боевой Матрикс, соскучившийся за зиму по дальним странствиям, несмотря на переваливший за сотню тысяч счетчик километров, легко и непринужденно накручивал первые, из почти четырех тысяч (в итоге), километры. До границы долетаем достаточно быстро. За Смоленском контрольная заправка "под горлышко" - у нас бензин все-же дешевле, хотя как потом оказалось - слегка дешевле.  Границу не замечаем - какой-либо контроль отсутствует - таможенный союз. Вскорости появляется пункт оплаты проезда - трасса М1 "Беларусь" платная, плата вместе с тем, символическая: 20 рублей с легковушки и шлагбаум открывается. Поехали. С началом платной магистрали началась и цивилизация - свежая разметка, на каждом углу знаки информирующие о скорости. Трафик, уплотнившийся вроде у пункта оплаты, опять равномерно распределился по трассе. Ограничение 120 - ставим на спидометр 130-135 и можно отдыхать. Вокруг трассы в основном поля, там бурная работа - трактора пашут и чего-то сеют, пасутся стада коров, совсем как в старые добрые времена. Вот так ностальгируя добираемся до Минска, персекаем его по диагонале и паркуемся на стоянке у отеля Орбита. Это наш первый остановочный пункт. Быстро вселяемся в отель и отправляемся в город - до центра Минска пара остановок до на метро. Из

 
 
 
 
 
 
 
 

 

метро выходим на Октябрьской, перед нами  ПлощадьРеспублики.

 
 
 
 

А вот и  "нулевой километр - "до Москвы - 700 км". Точно, семьсот только что преодоленных.

Минск поражает своим простором и спокойствием (сначала хотел сказать - пустотой). Впрочем, 30 апреля предпраздничный день, возможно многие уехали из города. Погода вполне комфортная, не холодно - не

 
 
 
 
 
 
 
 

 

жарко, только ветерок ощутимо освежает. Спускаемся мимо "дворца профсоюзов".  Говорят Минск во время войны был практически полностью разрушен и потом отстроен заново, но вот это здание интересной архитектуры явно из далекого прошлого - наверное выжило тогда. В парке, который расположился вдоль реки за зданием цирка залезли на колесо обозрения после чего разыскали прогулочный кораблик. Табличка у трапа обещала прогулку по воде в 30 минут - мы купились. Когда-же это легкое плавсредство затарохтя моторчиком отвалило от стенки, стало ясно, что на такой скорости 30 минут - это то, что практически просматривается невооруженным взглядом. Но все равно интересно, особенно когда кораблик пробирался под низким мостом практически цепляя его своей крышей - прямо каналы Петербурга. Покинув палубу малыша, дошли до площади Победы с вечным огнем и мемориалом. День все увереннее шел к вечеру да и семисот километровый перегон начинал давать себя знать - спускаемся в метро, и в отель. Отель "Орбита", очень удобно расположен - к нему легко подъехать на автомобиле по кольцу вокруг центра города, и от него очень легко в последующем "выскочить" обратно на трассу М1 в западном направлении, у отеля большая парковка, все это  очень удобно для короткой остановки  в "броске на запад", а рядом с отелем станция метро, с которой  очень удобно добираться до центра Минска. Отъужинали  в небольшой, но вполне приличной пиццерии на первом этаже отеля. Вечером пошел дождь, и под этот дождь очень хорошо спалось. На следующее утро мы убедились в том, что ресторан отеля предлагает очень хороший "шведский стол" на завтрак. На этот день у нас была

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

запланирована поездка на Курган Славы и в Хатынь. Через час мы покидали уютнуб стоянку отеля. До Кургана Славы предстояло вновь пересечь город по диагонали. Погода весьма способствовала прогулке. И вновь поражает размах, просторы вокруг, тишина и спокойствие. С Кургана открываются замечательные виды на окрестные просторы. У стоянки небольшая выставка боевой техники с неприменной "тридцатьчетверкой", ИСУ-152, ИС-3 и арторудиями.

Следующей нашей точкой была Хатынь. Мы знали, что это будет непростое место, но такой энергетики все

 
 
 
 
 
 
 
 

 

же  не ожидали.  Трагедия небольшой деревушки уничтоженной вместе с жителями сразу занимает все сознание, и под перезвон колоколов картина оживает до реальности. А дальше идет кладбище деревень - ведь ни одна была Хатынь на белорусской земле в той войне. Это то место, которое необходимо посетить в жизни.

Уезжали из Хатыни без какой-то точной цели. Не хотелось сразу возвращаться в Минск. Каким-то образом

 
 
 
 

 

оказались в небольшом, но старинном городке Заславль, что совсем рядом с Минском. Наиболее интересно древнее городище со старинным храмом и церкви в самом

 
 
 
 

 

городе.

Есть там и что-то вроде музея-усадьбы, но ввиду праздничного дня он  был закрыт. Удалось

 
 
 
 

 

осмотреть только старый (начала XX века дизельный двигатель, который когда-то питал своей энергией то ли мельницу, то ли какое иное сооружение.

Возвращаемся в Минск. Здесь решаем не уезжать к отелю, а попытать счастья и припарковаться где-

 
 
 
 

 

нибудь в центре. Замысел замечательно удается и вскоре мы останавливаемся у самой ратуши.

 
 
 
 

 

Чуть было не столкнулись с замечательным экипажем.

Кстати, за парковку платить не пришлось несмотря на установленные соответствующие знаки - в будке не было никого кто мог бы принимать оплату, вероятно по праздничным дням (а это было 1 мая)  парковки становятся бесплатными.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рядом Кафедральный собор и монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

Здесь же обнаруживаем пивной ресторан "У Ратуши", в котором замечательно пообедали - очень достойное заведение. Всем рекомендую.

 

 

 

 

 

 

Утром второго мая мы покидали Минск и выдвигались в сторону Бреста. Следующей опорной точкой на три дня должна была стать деревня Касенюки на самой границе Беловежской пущи, в шестидесяти километрах от Бреста. Но по пути мы еще намеревались посетить городок Мир и посетить знаменитый Мирский замок.

Мирский замок был построен в 16 - 17 вв. Свободная энциклопедия Википедия говорит: "Цель постройки замка неизвестна. Учитывая, что Мир в то время

 
 
 
 

 

был достаточно спокойным местом, предполагают, что замок был сооружён из соображений престижа. В то же время замок имеет стены толщиной 2 м в верхней части и 3 м в нижней, стены и башни выложены трехслойной смешанной кладкой из кирпича и камня, что говорит о хорошей обороноспособности всего строения. В нижней части стен были прорезаны оружейные бойницы, а западная и северная стены со стороны двора имели боевые галереи с сосновыми парапетами. 

Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Система из двух рядов бойниц обеспечивала круговой обстрел (позднее, при строительстве дворца, многие бойницы заменили сводчатыми окнами).

Обширные подземелья замка образуют сложную систему вспомогательных помещений, по площади превосходящую наземную часть сооружения в несколько раз. Сам замок выстроен из простого красного кирпича, украшенного белёными вставками, проёмами и орнаментальными поясами".

Владельцами замка были Радзивиллы. Им же принадлежал и находящийся в тридцати километрах замок в Несвиже. Легенда гласит, что что Мирский и Несвижский замки соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённый тройкой экипаж. Но исследования и даже облет на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Замок отурыт для посещений. Внутри много интереснейших экспонатов. В помещениях восстановлена отделка, интерьер, местами открыты "родные" строительные конструкции.  

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

За замком находится Часовня-усыпальница Святополк-Мирских 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Мимо тихо-мирно протекает река Миранка.

 

 

 

 

 

 

 

В самом городке Мир:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Насладившись всей этой красотой отправляемся дальше - сегодня наша задача добраться до Беловежской пущи - деревни Каменюки в шестидесяти километрах от Бреста. Трасса М1 Беларусь по

 
 
 
 

 

прежнему очень и очень хороша, разрешенная  скорость  120 км/час.  О приближении к заповедным краям говорит огромный зубр установленный в поле.

Про бензин: топливо в Беларуси несколько дороже чем в России, но зато цена его одинакова на всех АЗС страны (по крайней мере, на тех, что попадались на нашем пути от восточной границы до западной так и было). Литр 92-го стоит 3300 бел.рублей или около 30 наших родных. Основная заправочная сеть - Белнефтехим (АЗС оформленные в зеленых цветах), встречается Лукойл. Одна особенность - заправок на дорогах не так уж и много - правило: если осталось пол-бака - начинайте искать заправку, если четверть - заправляйтесь на первой попавшейся. Позднее мы попали на участок Несвиж-Осиповичи, дорога А249 - приятная двухполосная дорога, как всегда хорошего качества, проходит по живописным местам (озера, поля, леса) олени подходят прямо к дороге, но на более чем 150 километрах ни одной заправки.

Не доезжая до Бреста сворачиваем направо в направлении города Каменец, проехав его и еще двадцать километров,  прибываем  в деревню Каменюки на самом краю Беловежской пущи. Здесь мы останавливаемся в гостиничном комплексе Каменюки. Комплекс состоит из четырех корпусов, из которых

Корпус 4 гостиницы
 
 
 
 

Корпус 4 гостиницы

 

2-й находится в деревне, а 1, 3 и 4-й - уже на территории заповедника. Наш 4-й, здесь есть даже бассейн, в котором впоследствии мы с

Бассейн в корпусе 4 гостиницы
 
 
 
 

Бассейн в корпусе 4 гостиницы

 

огромным удовольствием плавали по утрам. Оставляем машину на стоянке у въездных ворот заповедника, до гостиницы метров 300 пешком, вселяемся, размещаемся, берем прямо в гостинице напрокат велосипеды и отправляемся осматривать окрестности. Трудно пытаться описать природные красоты пущи - все будет недостаточно. Для путешествий по пуще предлагаются различные маршруты, в основном велосипедные, протяженностью от 10 до 30 километров по асфальтированным или грунтовым дорогам. Велосипеды можно брать напрокат как в гостинице (но там их мало и, как правило, надо бронировать накануне), а можно в пункте проката у центральных ворот (но здесь придеться заплатить дополнительно еще десять процентов - "за маршрут"). Вот оно:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но пуща знаменита своими ЗУБРАМИ.  Встретить такого зверя в природе наверное сложно, да и не очень-то хочется, хотя и видели семейство кабанов, оленей, лис и зайцев. Для созерцания этих древних могучих животных устроены специальные вольеры. Кроме зубров там можно видеть косуль, оленей, кабанов:

Зубр
 
 
 
 

Зубр

Косули
 
 
 
 

Косули

Олень благородный
 
 
 
 

Олень благородный

Кабан
 
 
 
 

Кабан

Тоже кабан, но любознательный
 
 
 
 

Тоже кабан, но любознательный

Филин
 
 
 
 

Филин

 

Но больше всего мы подружились с филином. Он проживал в ближайшем вольере и поэтому мы всегда проходили мимо него туда - сюда, и каждый раз он произносил свою "У-у-ух!!". Даже перед отъездом пришли к нему специально сказать, дескать "Бывай, друг, не поминай лихом" - "У-у-ух!!" - с этим и поехали.

В общем в пуще можно весьма интересно отдыхать и наслаждаться.

У нас были здесь два целых дня, которые мы, помимо самой пущи, хотели потратить на посещение ближайших окрестностей.

Ближайший город, до него всего около 20-ти километров  - Каменец - небольшой провинциальный, тихий городок, в котором жизнь замирает уже в семь часов вечера. Кстати, здесь мы впервые столкнулись с знакомым нам по Родине эффектом - федеральные трассы гораздо лучше по качеству чем внутренние улицы городов - по Каменцу надо ездить осторожно - подвеску конечно не убъешь, но неприятный сюрприз поймать можно легко.

 
 
 
 

 

Из достопримечательностей здесь оборонно-сторожевая башня, памятник основателю Каменецкой крепости волынскому князю Владимиру Васильковичу и церковь Св.Симеона.

Вот что говорится о Каменце на сайте "Глобус Беларуси" (http://globus.tut.by/kamenec):

Крепость в Каменце была построена при князе Владимире Васильевиче из Волыни в 1276 г. (по другим сведениям между 1271 и 1289 гг.). Ипатьевская летопись гласит: "И за Берестье сруби город на пустом месте, нарицаемом Лесна, и нарече ему имя Каменец... созда в нем столп камен высотою 17 сажней. Подобен удивлению всем зрящим нань". Итак, крепость была деревянной, а ее главное укрепление — высокая башня — каменной. Расположилась она на небольшом холме вблизи обрывистого берега реки Лесной.
 
Внешний вид вежи необычайно прост: пояс и зубцы — единственный пластический элемент. Однако башня производит величественное впечатление. Это достигается ее расположением на холме, монолитностью сооружения и лаконизмом деталей.
Каменецкая вежа — немой свидетель многих страниц истории и кровопролитных баталий прошлых веков. В XIV в. ее многократно осаждали рыцари-крестоносцы, штурмовали войска польского князя Мазовецкого, литовских князей Витовта и Ягайло. В XVII в. в Каменце у стен крепости шли ожесточенные бои между армиями Речи Посполитой и Московского государства.

 
 
 
 

 

Башня круглая с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Высота сооружения около 30 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене. Общая площадь этажей превышала 300 кв. м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов.

Сейчас в башне располагается филиал Брестского областного краеведческого музея.

 
 
 
 

 

Недалеко от башни в 1914 г. была построена в формах псевдорусской архитектуры каменная Симеоновская церковь. В ее объемной композиции выделяется высокая башня с шатровым завершением, которая вместе с пятью куполами образует живописный силуэт постройки. Расположение на озелененном холме обусловило обширную зону композиционного влияния памятника. Необходимо также отметить объединяющие визуальные связи между башней и церковью, а также значение последней как высотной и цветовой доминанты в панораме поселения.

 

 

Следующим этапом была - крепость-герой Брест (из Каменюк до Бреста 60 километров).

Первое летописное упоминание о Бресте относится к 1019 г., когда город входил в состав Туровского княжества. Затем он принадлежал киевским, пинским, галицко-волынским князьям.
Находясь на рубежах Руси, Литвы и Польши, Брест часто являлся предметом споров и военных столкновений. У стен города бывали дружины киевских князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, конница польского короля Болеслава Храброго, литовские воины Великого князя Гедемина и его сына Кейстута, отряды монгольского хана Орду, тевтонские рыцари, татарские орды Менглы Гирея. Здесь проходили казаки Богдана Хмельницкого, войска шведских королей Карла Густава и Карла XII, русская армия Петра I, гренадеры Наполеона. С Брестом связано много важных исторических событий. В 1596 г. в Николаевской церкви (не сохранилась) была принята Брестская церковная уния. В Белом дворце (почти полностью разрушен) крепости 3 марта 1918 г. был заключен Брестский мирный договор между Советской Россией и Германией. В 1941 крепость прославилась героизмом и мужеством своих защитников.

Конечно, главной целью посещения Бреста была крепость. Мы нередко вспоминали 2003 год, тогда мы были в Бресте проездом и когда  нас выпустили из поезда на пару часов (на время замены колесных пар) прямиком направились в крепость от вокзала пешком. Успели только быстро забежать в ворота, оглядеться вокруг и все - надо было разворачиваться обратно. Теперь же была возможность побывать здесь основательно.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Подъехали к крепости со стороны Северных ворот. Проезжаем прямо через них и еще метров через пятьсот паркуемся на площадке перед шлагбаумом. По мосту через реку Мухавец входим в крепость.
Брестская крепость находится у западной окраины Бреста, на границе Беларуси и Польши. Расположение города на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев, Вильнюс давно определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта.
Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца появилось еще в конце XVIII в. Ход Отечественной войны 1812 г. подтвердил его целесообразность и в 1833 г. был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами Опперманом, Малецким и Фельдманом. Крепость была торжественно заложена 1 июня 1836 г. Через шесть лет она вступила в строй действующих.
Под строительство крепости была отведена территория Старого города, для чего пришлось снести или приспособить для других целей гражданские и культовые постройки XVI—XVIII вв. Жилые кварталы были запроектированы на два-три километра восточнее крепости.
Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 кв. км на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление — Цитадель — разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 км при высоте около 10 м. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.
Цитадель была сплошь опоясана двухэтажными с подвалами казармами, повторяющими абрис острова. Их протяженность достигала 1800 м, что позволило разместить здесь пятьсот казематов, защищенных двухметровыми стенами. Впоследствии мощь крепости еще более выросла за счет новых фортов и многокилометровых оборонительных линий. К началу XX в. Брест стал крепостью I класса, основным форпостом России на западной границе.
Крепость являлась не только замечательным военно-инженерным сооружением, но и интересным архитектурно-художественным комплексом. Показательными в этом отношении были здания Инженерного управления и Белый дворец, построенные с использованием бывших монастырских корпусов, гарнизонная церковь (Д. Грим, 1879 г.), Холмские и Тереспольские ворота, мосты, офицерские дома и т. д.
На протяжении второй половины XIX — в начале XX в. в крепости неоднократно проводились работы по модернизации и расширению, в которых принимали участие многие известные инженеры-фортификаторы. Среди них герои обороны Севастополя в Крымскую войну генерал 3. Тотлебен, военный инженер Д. Карбышев, впоследствии генерал, Герой Советского Союза.

Холмские ворота
 
 
 
 

Холмские ворота

Тереспольские ворота
 
 
 
 

Тереспольские ворота

Церковь Св.Николая
 
 
 
 

Церковь Св.Николая

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рядом с  крепостью располагается огромный Музей железнодорожных войск. К сожалению времени на его посещение уже не оставалось. Вечерело, надо возвращаемся на базу. Проезжая через

 
 
 
 
 
 
 
 

 

город осматриваем кафедральный собор Св.Симеона и  памятник Афанасию Брестскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже практически затемно возвращаемся в Каменюки.

 

Комментарии:

SMR
0 / 1
27.05.2011 | 20:19

Дмитрий
0 / 3154
30.05.2011 | 23:50

Это, дескать уснуть можно зевая, пока читаешь?

ZOL
0 / 51
08.12.2011 | 00:21

Дмитрий! Продолжение будет? Очнь ждем!